II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют школьники, обучающиеся в МБОУ "Любавинская СОШ, к концу начального этапа образования. В данном разделе программы описывается состав каждой группы универсальных учебных действий, подлежащих формированию на междисциплинарном уровне, т. е. в рамках всех изучаемых предметов с учётом специфики содержания каждого из них. При этом отдельно, в силу значимости, вынесены метапредметные результаты обучения чтению и работе с текстом. Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: – внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; – ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения; – готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке; – осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков; – осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из её народов с определённой культурой; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; – эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе; – основы экологической культуры, бережное отношение к природе; – установка на здоровый образ жизни. У выпускника могут быть сформированы: – понимание необходимости учения, выраженная учебнопознавательная мотивация, устойчивый познавательный интерес; – способность выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами; – стремление соблюдать безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) и природе; – патриотические чувства к своему Отечеству, народу, его культуре; интерес к особенностям других стран, народов, к их традициям; – осознанное принятие правил здорового образа жизни, понимание ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к нездоровым людям; – личностная и социальная активность в различной природоохранной, созидательной, творческой деятельности, направленной на поддержание чистоты и красоты окружающей среды. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – принимать и сохранять учебно-познавательную (учебнопрактическую) задачу до окончательного её решения; – планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей; – действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т. д. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; – контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; – оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления. Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве – адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи и на каком уровне), осознавать трудности, понимать их причины, в сотрудничестве с учителем намечать действия для преодоления затруднений, восполнять пробелы в знаниях и умениях. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебнопознавательной задачи; – осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой; – различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.); – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаковосимволичные средства для решения различных учебных задач; – дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы); – анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана; – сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы; – владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами; – проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям; – осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов; – под руководством учителя устанавливать причинноследственные связи, делать обобщения, выводы; – строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения; – использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач; – преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта; – кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира; – декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках. Выпускник получит возможность научиться: – пользоваться различными дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научнопопулярные, учебно-познавательные книги, СМИ и др.), осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать её разными способами и сопоставлять; – преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурировать информацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.); – осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи; устанавливать аналогии с целью более простого и быстрого её решения; – проводить синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций; – выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств; – выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками) при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования; – анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах (словесной, наглядной). – создавать собственные простые модели; – участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; – формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; – проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; – под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; – строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. Выпускник получит возможность научиться: – оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; – создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, адекватно использовать в них разнообразные средства языка; – оперировать в речи языком предметной области (филологии, математики, естествознания, технологии), правильно (адекватно) использовать соответствующие понятия (лингвистические, математические, естественнонаучные и др.); – стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение; – проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам для достижения общего успеха. Чтение и работа с текстом (метапредметные результаты) Выпускник начальных классов научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, а также для поиска, освоения и использования необходимой информации. С точки зрения поиска, освоения и использования информации выпускник научится: – находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, в том числе ориентируясь на заголовки, подзаголовки и другие средства; – делить текст на смысловые части, составлять план; – вычленять содержащиеся в тексте основные сведения, устанавливать их последовательность, словесно выраженные причинно-следственные связи, упорядочивать информацию по заданному основанию, формулировать несложные выводы, подтверждать их примерами из текста; – сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя один-три существенных признака; – использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; – пользоваться известными ему словарями, справочниками; – воспроизводить текст, устно и письменно; – составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание в соответствии с конкретным вопросом, заданием; – высказывать оценочные суждения о прочитанном. Ученик получит возможность научиться: – понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде (выделять общий признак, характеризовать явление по его описанию, находить в тексте примеры, подтверждающие приведённое утверждение); – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из разных источников; – осмысливать и сопоставлять различные точки зрения; – делать небольшие выписки из прочитанного для дальнейшего практического использования.