III. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта, определяет общий объём нагрузки учащихся и максимальный объём их аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей (таблица 1) и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения) (таблица 2). Таблица 1. Учебный план урочной деятельности Предметная область Учебный предмет Количество часов по классам I II III IV Филология Русский язык 5 5 5 5 Литературное чте- ние 4 4 4 3 Иностранный язык -2 2 2 Математика и ин- форматика Математика 4 4 4 4 Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир 2 2 2 2 Основы духовно- нравственной культуры народов России Основы духовно- нравственной культуры народов России ---0/1 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 Музыка 1 1 1 1 Физическая куль- тура Физическая куль- тура 3 3 3 3 Технология Труд (технология) 1 1 2 2 Всего за неделю 21 23 24 24 Всего за год 693 782 816 816 Всего за 4 года обу- чения НЕ более 3210 часов Основные задачи реализации содержания предметных областей Предметная область «Филология» включает три учебных предмета: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», при этом собственно предметам «Русский язык» и «Литературное чтение» предшествует курс «Обучение грамоте». Единая цель всех филологических дисциплин на начальном этапе общего образования состоит в том, чтобы, во-первых, открыть ребёнку язык, слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования; помочь осознать себя носителем конкретного языка, получить представление о многообразии языков и возможности с помощью слова передавать и получать разнообразную информацию, а во-вторых, формировать или совершенствовать способность младшего школьника пользоваться словом как средством общения применительно ко всем четырём видам речевой деятельности. Предметная область «Математика и информатика» реализуется предметом «Математика». Основные задачи курса: развитие математической речи учащихся, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. (ФГОС, с. 19.) В процессе усвоения математического содержания ученики овладевают обобщёнными видами деятельности: учатся анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения, геометрические фигуры); описывать ситуации, используя числа, величины, арифметические действия; моделировать математические отношения; планировать решение задачи; объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия; описывать свойства геометрических фигур; конструировать их модели; прогнозировать результат вычислений; строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ математических объектов, выделять их существенные и несущественные признаки. Предметная область «Естествознание, обществознание. Окружающий мир» реализуется средствами предмета «Окружающий мир». Его содержание носит интегративный характер, объединяя знания о природе, человеке и обществе, представляя младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями, формируя экологическую и культурологическую грамотность учащихся, нравственно-этические и безопасные нормы взаимодействия с окружающей природной и социальной средой. Важнейшей составляющей курса является воспитание духовно-нравственной личности, понимающей, принимающей и действующей согласно нравственным ценностям, принятым в обществе, ценящей опыт предшествующих поколений, желающей беречь культурное и историческое наследие предков. Личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих. В процессе изучения окружающего мира учащиеся овладевают системой элементарных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, осваивают разные методы познания мира: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация, что способствует успешному продолжению учения в основной школе. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности, работы с разными источниками информации у младших школьников формируются не только предметные знания и умения, но и разные виды универсальных, учебных действий, коммуникативных, регулятивных, познавательных. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология». Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Предметная область «Искусство» включает две дисциплины: «Музыка» и «Изобразительное искусство». Основные задачи: – развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства; – выражение в различных видах художественно-творческой деятельности своего отношения к окружающему миру; – реализация личностного творческого потенциала при решении учебных и художественно-практических задач. В процессе усвоения содержания предметной области «Искусство» ученики: – получают первоначальное представление о закономерностях отражения жизни в разных видах искусства, о роли искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; – учатся воспринимать, анализировать, оценивать и интерпретировать произведения музыкального и изобразительного искусства; – приобретают опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству и миру, творческого самовыражения в различных видах художественной и музыкальной деятельности. В результате изучения искусства у обучающихся будут сформированы художественный вкус, интерес к искусству и художественному творчеству, основы образного и ассоциативного мышления, воображение и интуиция. Знакомство с лучшими произведениями музыкального и изобразительного искусства, проникнутыми любовью к Родине, красоте родной природы, народным традициям, духовным богатствам культуры её народов, создаст условия для развития нравственных и эстетических чувств учащихся, основ их музыкальной и художественной культуры, гармоничного и оптимистичного восприятия мира. Предметная область «Физическая культура». Основная цель его изучения – формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умения общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Таблица 2. Основные направления внеурочной деятельности Направле- ние внеурочной деятельно- сти Содержание и форма деятельности1 (факультатив, кружок и др.) Количество часов1 по классам I II III IV Общеинтел- лектуальное Факультатив (кружок) «Комбинаторные задачи» 1 1 1 Факультатив (кружок) «Наглядная геометрия» 1 1 1 Факультатив (кружок) «Логические задачи» 1 1 1 Факультатив «Словесный кон- структор» 1 1 Факультатив «Проектная и иссле- довательская деятельность» 1 1 1 Факультатив «В мире книг» 1 1 1 Факультатив «Творческая мастер- ская» 1 Клуб любителей инструменталь- ной музыки 1 1 Общекуль- турное Кружок «Учимся быть читателями» 1 Кружок «Поиграем в слова?» 1 1 Кружки «Вокальный практикум», «Фольклорное творчество» 1 1 Кружок «Электронное музыкаль- ное творчество» 1 1 Музыкально-театральная студия 1 1 Социальное Кружок «Дарим людям красоту и радость» 1 1 1 1 Кружок «Юный театрал» 1 1 1 1 Духовно- нравственное Годовой проект «Народный кален- дарь» 1 Кружок «Юный краевед» 1 1 Кружок «Спеши делать добро» 1 1 1 Спортивно- оздорови- тельное Туристический клуб для детей 1 1 1 1 Указываются только те виды внеурочной деятельности, для реализации которых авторами учебников УМК «Гармония» предлагаются специально подготовленные материалы. Полный набор видов внеурочной деятельности комплектует образовательное учреждение. 18 Основная образовательная программа-copy.indd Основная образовательная программа-copy.indd 18 22.06.2011 22.06.2011 12:37:31 18 12:37:31 Характеристика основных направлений внеурочной деятельности В рамках общеинтеллектуального направления предлагаются: 1) Факультатив (кружок) «Комбинаторные задачи». Его цель – расширить представления учащихся о различных видах моделирования (таблица, дерево возможных вариантов, граф); способствовать развитию произвольного внимания, осознанному восприятию содержания текста, воображению и таких качеств ума, как гибкость и критичность, формировать умение планировать свою деятельность. Факультатив и изданные для его проведения тетради с печатной основой «Учимся решать комбинаторные задачи» для 1-2, 3 и 4 классов апробированы в школьной практике с 2002 года. К тетрадям прилагаются методические рекомендации. 2) Факультатив (кружок) «Наглядная геометрия». Его цель – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развёртками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать её на доступном для младшего школьника языке. Факультатив и изданные для его проведения тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных). 3) Факультатив (кружок) «Логические задачи». Его цель – развитие логического мышления младших школьников, умения анализировать текст, строить простейшие логические выражения, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, способствовать формированию УУД. Методическое оснащение факультатива – тетради с печатной основой «Учимся решать логические задачи» для 1–2 и 3 классов. Планируется издание 4 класса и методических рекомендаций, помогающих учителю организовать деятельность учащихся при выполнении логических заданий. 19 19 22.06.2011 12:37:31 Основная образовательная программа-copy.indd Основная образовательная программа-copy.indd 19 22.06.2011 12:37:31 4) Факультатив «Словесный конструктор» адресован ученикам 3, 4 классов. Его цель – дальнейшее воспитание у детей интереса к раздумьям о языке, развитие их лингвистического мышления, накопление опыта практической работы с языковым материалом – со словами, предложениями, текстами. Через игру, конструирование, редактирование, различные виды творческой деятельности младшие школьники будут обогащать свои представления о языке и совершенствовать умение им пользоваться в процессе общения. 5) Факультатив «Проектная и исследовательская деятельность », который содержательно связан с курсом «Технология » и адресован ученикам 2–4 классов. Его целью является формирование у детей интереса к проектной и исследовательской деятельности, повышение её эффективности и развитие творческих способностей личности на основе художественно-конструкторских видов деятельности. В содержание работы детей входит выполнение творческих заданий, решение задач изобретательского и рационализаторского характера, выполнение комплексных проектов, их презентация и защита. В качестве учебно-методической поддержки для организации факультатива предлагается дидактический материал, содержащий проектные, исследовательские и творческие задачи, и методическое пособие для учителя. 6) Общеинтеллектуальное направление представлено тематическими факультативными занятиями «В мире книг» (2–4 классы) и «Творческая мастерская» (4 класс). Цель внеурочных занятий по программе «В мире книг» – обогащение и систематизация читательского опыта младших школьников. Учащиеся на практике знакомятся с разными типами и изданиями книг, учатся находить нужную информацию в художественных, познавательных и справочных книгах. Одним из компонентов факультативных занятий является практическое знакомство с библиотекой. Дети учатся пользоваться библиотечным фондом и различными средствами библиотечно-библиографической помощи. Участники факультативных занятий учатся производить мелкий ремонт ветхих книг, исполнять обязанности «библиотекаря» (в том числе грамотно заполнять читательский формуляр, каталожную карточку и составлять рекомендательный список), писать отзывы и аннотации, делать презентации книг и изготавливать 20 Основная образовательная программа-copy.indd Основная образовательная программа-copy.indd 20 22.06.2011 22.06.2011 12:37:31 20 12:37:31 поделки по мотивам прочитанных литературных произведений. Целью внеурочных занятий по программе «Творческая мастерская» является создание условий для развития у учащихся литературных способностей. Дети знакомятся с простейшими правилами литературного творчества, пишут и обсуждают небольшие сочинения, эссе, сказки, стихи, учатся делать дневниковые записи, репортажи и др. Большое место в содержании этих занятий занимает работа над умениями связной речи и над культурой речи (правильностью, точностью, богатством и выразительностью). 7) Клуб любителей инструментальной музыки поможет ребёнку глубже войти в мир музыки для различных солирующих инструментов, ансамблей, оркестров, расширить представление о закономерностях языка музыки без слов, логике развития музыкальной мысли, этапах её развёртывания. Школьники будут создавать свои исполнительские интерпретации народных напевов и композиторских произведений, написанных для детей, с использованием детских и народных музыкальных инструментов; создавать графические модели инструментальных произведений развитых жанров и форм и интерпретировать их в пластическом интонировании; сравнивать различные интерпретации одного произведения, выявляя различие в понимании композиторского текста. В процессе освоения закономерностей и особенностей невербальных форм общения расширяется возможность в развитии познавательных и коммуникативных компетенций школьников. Общекультурное направление внеурочной деятельности: 1) Кружок «Учимся быть читателями» предлагается первоклассникам на самом первом этапе обучения – в период обучения грамоте. Цель кружка – помочь детям, делающим первые шаги на пути овладения техникой чтения, войти в мир книг. Дети будут читать, слушать чтение, рассматривать обложки книг, выявлять их элементы, учиться соотносить тексты с иллюстрациями, по различным признакам определять книгу, из которой взято произведение, и тем самым будут приобретать первый читательский опыт. На занятиях кружка, наряду с «живыми» детскими книгами, может быть использовано пособие «Учусь быть читателем» (М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова) (Ассоциация ХХI век). 21 21 22.06.2011 12:37:31 Основная образовательная программа-copy.indd Основная образовательная программа-copy.indd 21 22.06.2011 12:37:31 2) Кружок «Поиграем в слова?» приглашает учеников, заканчивающих 1 класс или второклассников. Назначение кружка – способствовать воспитанию у детей интереса и внимания к слову, развитию их лингвистического мышления, языковой интуиции, творческих способностей и практических умений. 3) Кружок «Вокальный практикум», включающий хоровое, ансамблевое и сольное пение. Направлен на расширение практики невербального общения, развитие способности по интонации воспринимать состояние человека, выработку навыков ансамблевого исполнения, умение действовать совместно с учителем и сверстниками, приобретение опыта публичных выступлений. Задача кружка – воспитание внимания к вокальной интонации – важнейшему фактору невербальной коммуникации; развитие интереса к вокальному исполнительству, развитие интонационно-образного мышления, интонационной чуткости, творческих способностей и исполнительских умений. 4) Кружок «Электронное музыкальное творчество» предполагает организацию практики музицирования учащихся 2–4 классов с использованием современных технических средств создания и воспроизведения музыки (компьютеры, синтезаторы). Занятия электронным музыкальным творчеством предоставляют детям возможность ознакомления с богатыми техническими возможностями клавишного синтезатора и компьютера, развития образного и ассоциативного мышления, игровой техники, тембрового слуха, изучения элементов нотной грамоты и основных понятий, необходимых для освоения начал музыкальной аранжировки, анализировать звуки, создавать простейшие инструментовки популярных мелодий, аккомпанементы к песням. 5) Кружок «Фольклорное творчество» предоставляет учащимся возможность глубже познакомиться с музыкальной культурой своего народа в процессе общения с носителями народной культуры, старшими школьниками и сверстниками, раскрывает учащимся народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей. 6) Музыкально-театральная студия призвана помочь детям войти в мир синтетических жанров музыкального искусства, связанных с театром: опера, балет, мюзикл, музыкальные 22 Основная образовательная программа-copy.indd 22.06.2011 12:37:31 Основная образовательная программа-copy.indd2 2222 22.06.2011 12:37:31 сказки и др. Дети будут петь, танцевать, осваивать азы актёрского искусства и режиссуры, принимать участие в подготовке театрального реквизита (костюмы, декорации), рекламы (составлять афиши, программки), т. е. расширят свои возможности не только в освоении предметных компетенций (музыкальной, театральной, хореографической, изобразительной деятельности), но и метапредметных – личностных (осмысление и оценка содержания и характера музыкально-театральной деятельности), коммуникативных (опыт общения со сверстниками, учителями, родителями, артистами), познавательных (расширение представлений о синтетических видах искусства, отражение в них действительности), регулятивных (опыт самоорганизации и самоконтроля). В рамках социального направления внеурочной деятельности предлагается: 1) Кружок «Дарим людям красоту и радость». Он интегрируется с общеобразовательными курсами «Технология » и «Изобразительное искусство» и адресован ученикам 1–4 классов. При доминирующей социальной направленности этот факультатив является полифункциональным по своим целям. Социальное значение факультатива обусловлено тем, что ученики приобретают и совершенствуют опыт творческой преобразовательной деятельности, получают возможность творческого саморазвития; обучаются полезным и социально ценным видам практической деятельности; учатся продуктивному взаимодействию. Помимо этого, работа детей имеет ярко выраженный нравственный смысл, поскольку она направлена на других людей, повышение их положительного эмоционального состояния. Общекультурное значение факультатива обусловлено тем, что учащиеся расширяют свой культурный кругозор, приобретая знания о традициях, обычаях, в соответствии с которыми люди устраивают свой быт и оформляют те или иные события своей жизни; о правилах этикета, о правилах создания гармоничного предметного мира. В содержание работы детей входит изготовление подарков, сувениров, предметов бытовой среды различного назначения, устройство и оформление праздников. 23 23 22.06.2011 12:37:31 Основная образовательная программа-copy.indd Основная образовательная программа-copy.indd 23 22.06.2011 12:37:31 В качестве учебно-методической поддержки для организации кружка предлагаются дидактический материал «Дарим людям красоту и радость» и методическое пособие для учителя. Социальное направление внеурочной деятельности представлено кружком «Юный театрал» (1–4 классы). Его главная цель заключается в развитии речевой и пластической выразительности (мимика, пантомимика) детей, а также в формировании основ творческого сотрудничества. На занятиях учащиеся инсценируют детские литературные произведения, при этом на практической основе осваивая элементы сценической речи и выразительного чтения, простейшие приёмы актёрского и режиссёрского мастерства. Социальная роль функционирования кружка «Юный театрал» выражается не только в коллективной форме данного вида творчества, но и в организации показов спектаклей для младших детей, для сверстников и для родителей. Духовно-нравственное направление 1) Годовой проект «Народный календарь», который предоставляет широкие возможности по изучению быта и культуры наших предков (на местном материале), связанный со сменой сезонов. В течение года одна группа учащихся знакомится с месяцесловом (народным календарём), узнаёт старинные названия месяцев, работы, которые проводились в разные дни каждого месяца; другая составляет перечень примет погоды, а заодно и проверяет приметы, оставленные нашими предками; третья группа знакомится с народными обычаями и обрядами, четвёртая изучает народные календарные праздники. Все дети участвуют в подготовке и проведении сезонных работ, праздников (в соответствии с местными условиями), реализуя свои предпочтения, возможности и творческие способности в разных видах деятельности. 2) Кружок «Юный краевед» предоставляет учащимся возможность изучить родной край: его природу (растительный и животный мир, растения и животных, занесённых в Красную книгу края, формы суши, водоёмы, полезные ископаемые, природные памятники); быт и культуру народов, населяющих край (старинные жилища, одежду, предмета быта); памятники истории и культуры и другие достопримечательности края; выявить экологические проблемы местности (загрязнение воздуха, воды, почвы и др.). В результате прогулок, 24 Основная образовательная программа-copy.indd Основная образовательная программа-copy.indd 24 22.06.2011 22.06.2011 12:37:31 24 12:37:31 экскурсионной работы, работы с Интернетом учащиеся готовят альбомы фотографий с описанием того, что изображено на них, собирают экспонаты в школьный музей, готовят их презентацию, участвуют в конференциях, обсуждающих прошлое, настоящее и будущее родного края, участвуют в природоохранной деятельности, в создании уютного, красивого, чистого школьного двора, в сохранении памятников и др. 3) Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности представлено системой факультативных занятий по теме «Спеши делать добро», целью которых является формирование нравственных чувств и нравственно-этической ориентации детей, создание мотивации к совершению хороших поступков и к оказанию помощи окружающим людям. Программа занятий включает чтение и анализ этического содержания литературных произведений духовно-нравственной тематики, просмотр и обсуждение спектаклей и фильмов с точки зрения их нравственной проблематики, рассмотрение жизненных ситуаций с позиции нравственных ориентиров, а также содержит систему практической деятельности и игр, позволяющих вырабатывать правильную модель поведения. 4) Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности представлено «Туристическим клубом для детей». Во время походов, спортивных туристических игр дети осваивают навыки жизни туриста, а также усваивают правила поведения в окружающей среде, осознают важность здорового образа жизни. 25 25 22.06.2011 12:37:31 Основная образовательная программа-copy.indd Основная образовательная программа-copy.indd 25 22.06.2011 12:37:31