V. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовнонравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – Программа ДНРВ) должна быть направлена на обеспечение духовнонравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнёрами школы. Цель: Создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути. Направления духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся: 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых. Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на вос производимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. Приведём примерный перечень сюжетно-ролевых игр для младших школьников. 1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (закончи фразу). 2 класс: «Я и другие люди»: конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы). 3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твоё доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека ». 4 класс: «Подумай, как поступить»: если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе… Формы внеурочной работы с детьми: – экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки; – детская благотворительность; – социальные проекты; – разнообразные проекты; – организация выставок (совместная деятельность детей и родителей); – тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия); – организация спортивных соревнований, праздников; – проведение совместных праздников школы и общественности; – беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания; – рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей. Создание воспитывающей среды Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм» (А. С. Макаренко). Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стены, стенды, эстетическое оформление и др.), духовнонравственного воспитания и развития учащихся является одной из задач деятельности школы. В школе организованы подпространства, оформление стен, способ их покраски, стенды и баннеры, позволяющие учащимся: Изучать и осваивать: – символы российской государственности и символы родного края; – общенациональные, муниципальные и школьные праздники; – историю, культурные традиции; – афоризмы о нравственности и др.; – цитаты учёных, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины; – портреты национальных героев и краткие данные о них (олимпийские чемпионы, герои страны, нобелевские лауреаты и др.). Узнавать: – достижения учащихся и педагогов школы; – выпускников школы, которыми она гордится; – связи школы с социальными партнерами. Ощущать гордость быть учеником, учеником данной школы, жителем района, населенного пункта, страны; – баннеры с торца школы, над входом в школу (например: «Мы – будущее России», «Здесь учился...»); – баннеры в коридорах школы, в кабинетах, в залах (например: «Образование – путь к успеху», «Твой образ жизни определяет твое здоровье» и др.). Осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); – выставки, экспозиции работ (гармонии, эстетические ценности красоты); – ценности здорового образа жизни (например, оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие специально оборудованных залов и т. п.); – демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (например, наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов). Портфолио выходного дня: результат взаимодействия родителей, учащихся и учителей. Программа реализуется посредством посещения в выходные дни ребёнка с семьёй музеев, архитектурных и исторических достопримечательностей населенного пункта, интересных зданий, улиц, памятников и т. п. Результаты посещений отражаются в личных работах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с учителями-предметниками и классными руководителями). Работы носят самый разнообразный творческий характер – рисунки, поделки, фото, мультимедийные презентации, рассказы, сочинения и другое, которые представляются ими в качестве выставки в кабинете и коридоре школы, на уроках, классных часах, на совместных с родителями мероприятиях. В конце учебного года проводится фестиваль «Портфолио выходного дня». Примерные темы к размышлению для этических бесед # Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме него самого, и не знает об этом поступке? # Кто создал правила человеческого поведения? # Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? # Зачем быть вежливым? # Неразлучные друзья – взрослые и дети. # Дружба – это… # Как выбирать друзей? # Отзывчивость и доброта. # Спешите делать добро. # Что значит быть откровенным. # Как мы выглядим. # О лени и лентяях. # Причины обид. # Кто такие эгоисты? # Правда и ложь – какие они? # Что такое характер? # Душевность и бездушность. # Что значит быть счастливым? # Мир без улыбки. Какой он? # Кем и каким я хочу быть? # Достоинства и недостатки. # Маленький, да удаленький. # Человек в природе и его здоровье. # Дом, в котором ты живёшь. # Прогулки в лес. # У природы нет плохой погоды. Проекты Социальные проекты Проект может включать следующие разделы: 1) название (понятное детям); 2) ценностные основания, которые воплощены в проекте; 3) основные события и механизмы реализации проекта; 4) участники проекта с указанием того – кто, что и когда делает (что делают ученики? что делают педагоги? что делают родители?); 5) результаты проекта, способ оценки результата; 6) способ хранения информации о проекте, оформление. Примерные темы информационных проектов: # Любую из тем для этических бесед и классных часов можно превратить в тему проекта; # Словарь нравственных понятий и терминов; # «Изречения великих людей о нравственности»; # «Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности»; # «Что в дружбе главное?»; # «Славные сыны родного края»; # «Отважные герои Руси»; # «Писатели и поэты нашей Родины»; # «Ученые-исследователи, прославившие Родину»; # «Трус не играет в хоккей!»; # «Великие русские композиторы»; # «Великие русские художники» и др. Рекомендуемые примерные списки книг, мультфильмов, художественных фильмов для совместного знакомства, для обсуждения, для родителей. Книги для чтения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Аксаков С. Т. «Аленький цветочек» Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории» Андерсен Х. К. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка » Бажов П. П. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы» Барто А. Л. Стихи Братья Гримм Сказки Волков В. «Волшебник Изумрудного города» Добронравов Н. «Если отец герой!» Дудин М. «Берегите землю» Гайдар А. П. Повести и рассказы Драгунский В. Ю. Рассказы Зощенко М. М. «Самое главное», «Бабушкин подарок» Катаев В. П. «Сын полка» Короленко В. Г. «Дети подземелья» Крылов И. А. Басни Маршак С. Я. Стихи Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Милн А. «Винни-Пух и все-все-все» Михалков С. В. Стихи Мошковская Э. Э. Стихи Носов Н. Н. Рассказы Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович» Осеева В. А. Стихи Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус» Перро Ш. «Золушка» Пляцковский М. «Мама» Пришвин М. М. «Ребята и утята» Пушкин А. С. Сказки Родари Дж. «Чиполлино» Родари Дж. «Чем пахнут ремесла?» Симонов К. М. «Родина» Толстой Л. Н. Рассказы Чуковский К. И. Сказки Яковлев Ю. «Мама» Мультфильмы «Кот Леопольд и мыши», «День рождения кота Лео польда» «Волшебник Изумрудного города» «Бременские музыканты» «День рождения ослика Иа» «Гуси-лебеди» «Лиса и журавль» «Теремок» «Волк и семеро козлят» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «По щучьему веленью» «Конёк-Горбунок» «Кот, петух и лиса» «Морозко» «Двенадцать месяцев» «Витя Малеев в школе и дома» «Антошка» «Малыш и Карлсон» «Крокодил Гена и Чебурашка» «Дудочка и кувшинчик» «Цветик-семицветик» Фильмы «Тимур и его команда» «Чук и Гек» «Королевство кривых зеркал» «Чучело» «Приключения Электроника» «Новогодние приключения Маши и Вити» «Приключения жёлтого чемоданчика» «Приключения Буратино» «Золушка» «Сказка о потерянном времени» «Мэри Поппинс» «Аленький цветочек» ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Каким образом фиксируем, Что изменится замеряем – уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебновоспитательном процессе; – активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовнонравственного воспитания личности; – диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); – диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); – изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или моё отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской); – приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь путём активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление; – развитость нравственнодуховного компонента в преподавании учебных дисциплин; – приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе. – диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); – диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); – диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); – письменный опросдиагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»; – диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок); – диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); – диагностика осознанности гражданской позиции учащихся. Приложение 1 Диагностика и исследование нравственной сферы школьника (Фридман Г. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326–341) Диагностика развития нравственной сферы ребёнка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребёнка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т. д. Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах, 6–7 лет (1 класс). Развиваются обобщённые представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность. Вопросы для беседы: Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему? Кого можно назвать честным (лживым)? Почему? Кого можно назвать добрым (злым)? Почему? Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему? Выясняют соответствие представлений о нравственноволевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др. Обработка результатов. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале: 1 балл – если у ребёнка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно чёткое и полное; 3 балла – если сформировано полное и чёткое представление Методика «Закончи историю» Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов) (по Р. Р. Калининой). Ребёнку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор. Обработка результатов. 0 баллов – ребёнок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл – ребёнок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла – ребёнок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д. Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребёнка). Ребёнку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребёнок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребёнок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребёнка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный поступок. Обработка результатов. 0 баллов – ребёнок не имеет чётких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребёнок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое. 3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое. Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам). Ребёнку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повёл себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему? Обработка результатов по вышеуказанной шкале. Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской). Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами. 1. Если я знаю, что поступил неправильно, то … 2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то … 3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно … 4. Когда в моём присутствии обижают человека, я … 5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я … 6. Если бы я был на месте учителя, я … Обработка результатов по вышеуказанной шкале. Незаконченные предложения, или моё отношение к людям. Отношение к друзьям Думаю, что настоящий друг … Не люблю людей, которые … Больше всего люблю тех людей, которые … Когда меня нет, мои друзья … Я хотел бы, чтобы мои друзья … Отношение к семье Моя семья обращается со мной как … Когда я был маленьким, моя семья … Чувство вины Сделал бы всё, чтобы забыть … Моей самой большой ошибкой было … Если ты совершаешь дурной поступок, то … Отношение к себе Если все против меня … Думаю, что я достаточно способен … Я хотел бы быть похожим на тех, кто … Наибольших успехов я достигаю, когда … Больше всего я ценю … (Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37) Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154) 1. Делится новостями о своих успехах. 2. Оказывает эмоциональную поддержку. 3. Добровольно помогает в случае нужды. 4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе. 5. Не завидует другу. 6. Защищает друга в его отсутствие. 7. Терпим к остальным друзьям своего друга. 8. Хранит доверенные ему тайны. 9. Не критикует друга публично. 10. Не ревнует друга к остальным людям. 11. Стремится не быть назойливым. 12. Не поучает, как нужно жить. 13. Уважает внутренний мир друга. 14. Не использует доверенную тайну в своих целях. 15. Не стремится переделать друга по своему образцу. 16. Не предает в трудную минуту. 17. Доверяет свои самые сокровенные мысли. 18. Понимает состояние и настроение друга. 19. Уверен в своем друге. 20. Искренен в общении. 21. Первым прощает ошибки друга. 22. Радуется успехам и достижениям друга. 23. Не забывает поздравить друга. 24. Помнит о друге, когда того нет рядом. 25. Может сказать другу то, что думает. Обработка результатов: За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки. От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить. От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» (Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118) Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь. 1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)? 2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»? 3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте? 4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер? 5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются её приобрести? 6. Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе? 7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? 8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты своё нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)? 9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор? 10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания? Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьёз призадуматься, каким ты растёшь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.