VI. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ экологической культуры здорового и безопасного образа жизни. Цель программы – создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике. Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы: – актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией; – доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объём информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен; – положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т. е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения; – последовательности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления; – системности. Этот принцип определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы; – сознательности и активности. Он направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Известно, что состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе. Поэтому Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе начинается с продумывания построения и реализации здоровьесохраняющего, безопасного для здоровья обучающихся учебного процесса. Затем рассматриваются просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни. Образовательная система обеспечивает здоровый образ жизни через здоровые уроки, построенные методически грамотно, без психологических перегрузок, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста. Она обеспечивает понимание ребёнком изучаемых вопросов, создаёт условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создает для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности. Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у школьников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта. Основные направления просветителской деятельности: Физкультурнооздоровительная, спортивномассовая работа 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта. 2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. – Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивномассовой работы в прогимназии: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; спартакиады, дни здоровья. – Привлечение к организации физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми родителей. Овладение основными культурно-гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания, какая польза от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни Содержательные линии Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью, правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения Осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово! Деятельность по реализации программы Творческие конкурсы: # рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растём», «Физкульт-ура!»; # поделок «Золотые руки не знают скуки»; # фотоколлажей «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»; # стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»; # сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух». Работа с родителями. Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи. Тематика родительских собраний 1-й год. Здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная лекция). Режим дня в жизни школьника (семинар-практикум). 2-й год. Путь к здоровью (собрание-калейдоскоп). Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников? (Полезные советы на каждый день.) 3-й год – Спортивные традиции нашей семьи («Круглый стол»). Эмоциональное состояние. 4-й год – Как уберечь от неверного шага? (Профилактика вредных привычек.) Ежегодно: Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся. (Ежегодная церемония вручения премии «Ученик года» по номинациям.) Тематика консультативных встреч 1. Гигиенические требования к организации домашней учебной работы. 2. Комплекс микропауз при выполнении домашней работы. 3. От чего зависит работоспособность младших школьников? 4. Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости. 5. Профилактика близорукости. 6. Профилактика нарушения осанки. 7. Упражнения на развитие внимания. 8. Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти. 9. Упражнения на развитие логического мышления. 10. Предупреждение неврозов. Циклограмма работы класса Ежедневно Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещённостью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки. Еженедельно Выпуск «Страничек здоровья», работа в кружкаж, спортивных секциях, занятия в «Школе здоровья», проведение уроков на свежем воздухе. Ежемесячно консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты. Один раз в четверть классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания. Один раз в полугодие Дни открытых дверей (для родителей). Один раз в год Медицинский осмотр, операция «Витаминный чай», заполнение паспорта здоровья, профилактика гриппа и других вирусных инфекций, День здоровья, праздник здоровья. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает: # соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; # наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; # организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков; # оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; # наличие помещений для медицинского персонала; # наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники). Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения. Предполагаемый результат реализации программы: # стабильность показателей физического и психического здоровья детей; # сокращение количества уроков, пропущенных по болезни; # активизация интереса детей к занятиям физической культурой; # рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам; # высокий уровень сплочения детского коллектива; # активное участие родителей в делах класса; # способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ. Связи, устанавливаемые для реализации программы Внутренние: учитель физкультуры,медсестра, школьный библиотекарь. Внешние: детская библиотека, спортивные секции, ДДТ. Критерии результативности: # автоматизм навыков личной гигиены; # эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся – «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»).